ПРЕФЕРЕНЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННОГО С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ СОГЛАШЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
В соответствии с соглашением о государственно-частном партнерстве государственный партнер вправе принимать на себя следующие обязательства:
- предоставить частному партнеру в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель в аренду, постоянное или временное пользование земельные участки, на которых располагаются или должны располагаться объекты инфраструктуры, для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве;
- передать частному партнеру во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, объект инфраструктуры, предназначенный для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве;
- передать частному партнеру исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, необходимые для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве;
- передать частному партнеру во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, иное недвижимое и (или) движимое государственное имущество для исполнения обязательств, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве;
- принять в собственность возведенный частным партнером объект инфраструктуры на условиях, в порядке и в сроки, определенные соглашением о государственно-частном партнерстве;
- направлять частному партнеру средства республиканского и (или) местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь и условиями соглашения о государственно-частном партнерстве.
Государственный партнер вправе принимать на себя иные обязательства, связанные с деятельностью, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве.
Правовой режим объектов инфраструктуры и иного имущества, передаваемых частному партнеру для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве
1. Улучшения, произведенные на объектах инфраструктуры, находящихся в государственной собственности, техническое обслуживание и (или) эксплуатация которых осуществляются на основе соглашения о государственно-частном партнерстве, являются государственной собственностью.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, возникшие при исполнении условий соглашения о государственно-частном партнерстве с участием средств республиканского и (или) местных бюджетов, принадлежат государству.
2. Право собственности на объекты инфраструктуры, возведенные в результате исполнения условий соглашения о государственно-частном партнерстве с использованием средств республиканского и (или) местных бюджетов, передается государству на условиях, в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и соглашением о государственно-частном партнерстве, если иное не установлено соглашением о государственно-частном партнерстве.
3. Объекты инфраструктуры, находящиеся в государственной собственности и (или) возведенные с использованием средств республиканского и (или) местных бюджетов, не могут выступать предметом залога.
4. Объекты инфраструктуры и иное имущество не подлежат отчуждению на период срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве, за исключением перемены партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Законом.
5. Частный партнер несет риск случайной гибели или случайного повреждения объекта инфраструктуры и иного имущества, переданных ему во владение, пользование, в том числе в безвозмездное пользование, по соглашению о государственно-частном партнерстве, а также имущества, созданного в результате исполнения такого соглашения, если иное не установлено соглашением о государственно-частном партнерстве.
Гарантии прав частного партнера
1. Частному партнеру предоставляются гарантии прав, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для инвесторов.
2. Не допускается вмешательство в деятельность частного партнера, за исключением случаев, предусмотренных соглашением о государственно-частном партнерстве и (или) когда такое вмешательство осуществляется на основании законодательных актов Республики Беларусь в интересах национальной безопасности (в том числе охраны окружающей среды, историко-культурных ценностей), общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
3. Частному партнеру гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с законодательством Республики Беларусь и соглашением о государственно-частном партнерстве.
4. Государственные органы и иные государственные организации обеспечивают исполнение обязательств государственного партнера по соглашению о государственно-частном партнерстве в пределах своей компетенции.
5. Частному партнеру, надлежащим образом исполняющему свои обязательства по соглашению о государственно-частном партнерстве, гарантируется осуществление финансирования по обязательствам государственного партнера в течение срока реализации проекта государственно-частного партнерства в соответствии с этим соглашением, за исключением случаев возникновения угрозы национальной безопасности Республики Беларусь или возникновения чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады или иных не зависящих от государственного партнера обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, на период, в течение которого действуют такие обстоятельства.
6. Частному партнеру гарантируется возможность самостоятельно определять поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг в целях реализации проекта государственно-частного партнерства независимо от источников финансирования.
Гарантии прав кредиторов частного партнера
Государственный партнер, частный партнер, кредиторы частного партнера и (или) иные лица вправе заключить договор о взаимодействии на период исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве, а также при его изменении или расторжении, которым предусматриваются следующие условия:
- обязательство государственного партнера информировать кредиторов частного партнера о случаях неисполнения частным партнером обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, способных повлечь расторжение соглашения о государственно-частном партнерстве;
- порядок передачи кредиторам частного партнера в залог или иное обременение объекта инфраструктуры и (или) незавершенного незаконсервированного объекта инфраструктуры, возведенных частным партнером без участия средств республиканского и (или) местных бюджетов в целях обеспечения исполнения им обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве и (или) договорам с кредиторами;
- право кредиторов частного партнера требовать перемены частного партнера в случае неисполнения им своих обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, способного по условиям соглашения о государственно-частном партнерстве повлечь его расторжение;
- иные условия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Правовая основа ГЧП в Республике Беларусь
№ п/п |
Наименование документа |
Описание |
1 |
Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З «О государственно-частном партнерстве» |
направлен на привлечение инвестиций в экономику Республики Беларусь. Закон о ГЧП определяет правовые условия ГЧП, регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе заключения, исполнения и расторжения соглашений о ГЧП. Законом о ГЧП определены в том числе: цели, задачи, принципы и сферы осуществления ГЧП; компетенция государственных органов в сфере ГЧП; обязательные условия, которые должны содержаться в соглашении о ГЧП; этапы проекта ГЧП, гарантии прав государственного, частного партнеров и кредиторов частного партнера, а также порядок разрешения споров. |
2 |
определяет порядок подготовки, рассмотрения и оценки предложений о реализации проектов ГЧП; порядок организации и проведения конкурса по выбору частного партнера для заключения соглашения о ГЧП; порядок ведения Государственного реестра соглашений о ГЧП. |
|
3 |
утверждает форму концепции проекта ГЧП, включая требования к концепции проекта ГЧП; содержит требования к технико-экономическому обоснованию предложений о реализации проектов ГЧП и конкурсной документации; определяет методику оценки предложений о реализации проектов ГЧП. |